Flamenco | Всё о Фламенко

История стиля, музыка, танец, обучающие видео, фильмы, школы Фламенко, магазины одежды и обуви для Фламенко, актуальные новости из мира Фламенко, галереи, биографии известных исполнителей и всё-всё, что касается Фламенко и культуры Испании.

суббота, 13 февраля 2016 г.

История стиля Фламенко

Фламенко, искусство народного танца и пения, зародилось в южной провинции Испании – Андалусии. Даже сейчас, когда фламенко завоевало весь мир, не утихают споры о его происхождении. Даже название «фламенко» исследователи толкуют по-разному.
Одни считают, что оно идёт от названия птицы «фламинго» (по-испански «flamenco»), так как яркие костюмы и необычные движения танцовщиков напоминают об этой птице.

Другие полагают, что название этого стиля произошло от латинского слова «flamma», что значит «огонь». Есть версия, что фламенко было занесено в Испанию цыганами, пришедшими из Фландрии в XVI веке, что будто бы от слова «Фландрия» и произошло это название.
Но всё же, скорее всего, слово «фламенко» связано с цыганами, кочевниками из Индии, которые поселились в Андалусии ещё в XV веке. Эти цыгане называли себя «фламенкос», и именно с их появления на испанской земле началась история фламенко.
Но цыгане кочевали по многим странам, почему же именно там, на Иберийском полуострове, родился этот удивительный сплав музыки, пения и танца, в который сейчас влюблён весь мир?
Дело в необыкновенной музыкальности испанского народа, для которого петь и жить от язычества и по сегодняшний день значило одно и то же. Ещё со времён древнего владычества остались удивительные свидетельства о распятых мятежных варварах, родом с территории современной Андалусии, которые пели, умирая на крестах. Первое, что слышал новорождённый, была песня, и последний долг умершему вплоть до XIX века отдавали песней и танцем. Традиционное древнейшее андалусское пение «канте хондо» (глубокое пение) и стало ядром фламенко, его первоосновой. Конечно, музыкальный фольклор не мог избежать влияний со стороны. Пиренейский полуостров долгое время был римской провинцией, в Средние века Испания была захвачена арабами и целых восемь веков находилась под их владычеством, в результате родился удивительный сплав различных музыкальных культур, которые как бы пускали корни на благодатной земле Андалусии. Своё влияние оказали еврейские и византийские религиозные песнопения. Но всё же с приходом цыган, которые нашли в Испании родственную музыкальную культуру и органично сроднились с ней, начал зарождаться стиль фламенко. Соприкосновение «цыганского» и «андалусского» высекло некую искру, и появилось чудо фламенко.
Всему этому предшествовала долгая и драматичная история мытарств кочевого народа цыган на испанской земле. Когда в XV веке первые цыгане попали на Пиренейский полуостров (до 1485 года никаких упоминаний о цыганах в Испании нет), их никто не ждал там с распростёртыми объятиями. В течение трёх веков цыган преследовали за бродяжничество и изгоняли из страны, если они не работали и не вели оседлый образ жизни. Особо строптивых ссылали на каторжные работы или отправляли на поселение в недавно открытую Америку.
1607 год. Прошение, рассмотренное в Кортесах:
«Пусть цыгане, покинувшие Королевство, не возвращаются, а вернувшиеся пусть подвергаются смертной казни; пусть те, кто остался в Испании, селятся в отдалённых горных деревнях; пусть подвергаются смертной казни те, кто ворует скот».
Всё это приводило к вооружённым восстаниям, которые жестоко подавлялись. Король Испании Филипп IV обязал всех цыган заниматься исключительно сельскохозяйственным трудом, чтобы они имели дела с оружием. Филипп V запретил цыганам появляться в крупных городах, закрыв для них городские ворота, и лишил всех гражданских прав, поставив вне закона. Цыгане упорно стремились сохранить свою свободу и свои привычки. Они прятались в пещерах, где под звон гитар и возгласы зрителей пели и танцевали своё отчаяние, свою тоску, свою неприкаянность…
Лишь через три столетия, во времена Карла III, за цыганами признали право жить так, как они привыкли, и работать там, где им хотелось. Цыган уравняли в правах с остальными оседлыми жителями Испании, отменив все предыдущие ограничения.
Это привело к тому, что цыгане постепенно стали отказываться от своего разбойничьего образа жизни, оседая в андалусских деревнях. Сменив пещеры на дома, цыгане не перестали петь и танцевать. Они по-прежнему жили большими семьями, в которых петь было так же естественно, как и говорить. Игра на гитаре, импровизационный диалог певцов, танец, в котором мог принять участие каждый, словно передавая эстафету, – всё это было непременным и главным атрибутом любого семейного праздника. Постепенно цыганские династии накапливали, передавая из поколения в поколение, секреты мастерства. С тех времён и по сей день цыгане – лучшие исполнители и главные хранители традиций этого жанра.
Фламенко набирал всё большую популярность. Стали проводиться «фиесты фламенко», специальные вечеринки, на которых пели, играли, танцевали и которые были открыты для более широкого круга зрителей. Отдельные исполнители фламенко становились всё более знаменитыми, а домашнее пение и танцы под аккомпанемент гитары превращались в профессиональное действо.
К XVIII веку жанр фламенко почти окончательно сложился. В любой таверне можно было послушать кантаора (певца фламенко). Любой крупный городской или деревенский праздник становился поводом для проведения фиесты фламенко. Лучшими кантаорами и байлаорами (танцорами фламенко) по-прежнему оставались цыгане.
Но до середины XIX века фламенко всё же не имело той общенациональной популярности, которая пришла к этому жанру с открытием «кафе кантанте». Так называлось первое артистическое кафе, где выступали исполнители фламенко, открытое в Севилье в 1842 году. В течение последующих тридцати лет такие кафе были созданы практически во всех крупных городах Испании.
Число поклонников фламенко росло с каждым днём. Искренность и страсть, которой были наполнены выступления, нашли отклик в сердцах людей. Кафе кантанте процветали, и чем популярнее они становились, тем выше становился профессиональный уровень исполнителей. Это происходило потому, что росла конкуренция между артистами. Больше платили тому, кто пел, играл и танцевал лучше, и вопрос оплаты уже был немаловажной частью выступления. Чтобы привлечь на свои шоу максимальное число зрителей, исполнителям приходилось становиться мастерами всех стилей и направлений. На сценах кафе кантанте они оттачивали своё музыкальное мастерство, и искусство фламенко в итоге поднялось на самые высокие ступеньки. Эпоха кафе кантанте считается золотым веком фламенко. Тогда были созданы лучшие образцы жанра, тогда творили легендарные маэстро, до уровня которых пытаются дотянуться нынешние исполнители. Всё, что создано тогда, считается эталоном истинного фламенко.
Но за расцветом всегда следует упадок, и к концу XIX столетия высокий уровень кафе кантанте стал снижаться. При выборе репертуара стал действовать принцип «кто платит, тот и заказывает музыку». Доход кафе напрямую зависел от количества клиентов, а те предпочитали сладкоголосых певцов и нехитрые любовные сюжеты. Постепенно внешняя «красивость» подменила собой драматичное внутреннее содержание искусства фламенко. Артисты начинают исполнять не те песни, которые просит их душа, а те, за которые платят больше денег.
Но несмотря на выхолащивание жанра в целом, всё же продолжают оставаться места, где звучало верное традиции канте хондо. Отдельные исполнители старались сохранить чистоту стиля и поэтому не работали для широкой публики, диктующей свои условия. Их искусство существовало только для узкого круга ценителей. В маленьких трактирчиках устраивались настоящие фиесты фламенко, на которые не мог попасть посторонний. Благодаря таким скромным мастерам фламенко в его первозданной чистой форме дожило до наших дней. В начале ХХ века искусство фламенко находилось на грани вымирания, окончательно опустившись до уровня низкопробной «испанщины». Возродить интерес к фламенко помогли представители интеллигенции.
Знаменитый испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка и крупный композитор Мануэль де Фалья организовали первый фестиваль андалусского народного пения – канте хондо. Этот фестиваль состоялся в Гранаде 13–14 июля 1922 года, а 19 февраля Лорка выступил с лекцией о канте хондо.
Международная известность пришла к фламенко в 1921 году, когда знаменитый импресарио Сергей Дягилев организовал театрализованное шоу в стиле фламенко на парижской сцене. С той поры и по сегодняшний день интерес к этому жанру неуклонно растёт. Пение и танцы маленькой испанской провинции имеют феноменальную популярность во всём мире. Как в Испании, так и за её пределами организуются фестивали, открываются академии танца; по всему миру с триумфальным успехом гастролируют отдельные исполнители и целые театры фламенко.
Трудно остаться равнодушным к этому искусству: помимо необыкновенной красоты, которая завораживает зрителя и слушателя, фламенко подкупает внутренней глубиной, подлинным драматизмом, первобытной искренностью эмоций. Влюбившись во фламенко, остаёшься его поклонником навсегда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...