Цыганский
народный танец по праву входит в
немногочисленную группу самых популярных
танцев мира. Без знаменитой русской
«Цыганочки» в нашей стране не обходится
ни одно праздничное застолье. Зажигательный
ритм заставляет вскакивать с мест людей,
вне зависимости от возраста, образования
и профессии. В чём же магия цыганского
танца? И что за народ создал это
удивительное нестареющее искусство?
Долгое
время считалось, что родиной цыган
является Египет, пока в 1855 году немецкий
академик Август Фридрих Потт не доказал
их индийское происхождение. Он нашёл
прямых предков современных цыган,
которые сейчас разбрелись по всему
миру, в Древней Индии. В то время
существовала каста, называемая «дом».
В неё входили бродячие певцы и музыканты,
которые кочевали по северной части
Индии. Эти предки современных цыган
занимали в кастовой системе самое низкое
положение и имели статус неприкасаемых.
Интересно то, что эта каста не исчезла,
и сейчас в Индии тоже есть «домы».
Первый
исход цыган из Индии начался в V
веке и был связан с начавшимися
междоусобными войнами между мелкими
княжествами. В этот нестабильный период
спрос на цыганское искусство резко
упал, голод и обнищание заставили
бродячих артистов искать счастье в
других землях. В дальнейшем исход цыган
из Индии происходил по разным причинам
и длится почти тысячу лет. Поиск случайного
заработка не давал им засиживаться на
месте. Цыгане двигались на запад,
постепенно перенимая обычаи различных
оседлых народов. Цыганские традиции,
привычки, язык, фольклор переплетались
и вбирали в себя слои культуры других
народов. Средневековая Греция, наполненная
суевериями, научила цыган приёмам
гадания и колдовства, которыми они
пользуются по сей день. В цыганский язык
вошли армянские, персидские, греческие
слова, которые на первый взгляд кажутся
исконно цыганскими. Например, из
греческого в цыганский язык вошли слова
«пэтало» – подкова, «дром» – дорога и
т. д. Чем больше цыгане соприкасались с
тем или иным народом и жили на его
территории, тем больший отпечаток
накладывало это общение.
Разумеется,
бродячий образ жизни тоже повлиял на
обычаи и культуру цыган. Всю жизнь
перемещаясь с места на место (зачастую
из-за дискриминации со стороны властей
и конфликтов с местным населением),
цыгане не могли иметь стабильного
постоянного заработка. Приходилось
заниматься самым разным промыслом, в
том числе и незаконным. Неудачи в других
профессиях, нищета и невезение нередко
толкали цыган на воровство. Доведённые
нуждой до отчаяния, цыганки занимались
попрошайничеством, учили этому и детей.
Во многих случаях попрошайничество и
гадание становилось основной профессией
цыганок. Конокрадство вообще не считалось
преступлением – наоборот, в нём видели
проявление удали, молодечества, даже
геройства, а неумение воровать даже
презиралось. Разумеется, из-за этого их
не любили ещё больше, и место жительство
приходилось менять постоянно.
Помимо
добывания хлеба насущного у цыган всегда
находились и другие занятия, своего
рода отдушина, которая нередко также
становилась профессией. Мы говорим о
цыганском пении и танце, ведь не зря
предками цыган были певцы и музыканты.
Музыкальная
одарённость этой нации удивительна.
Талант к пению и пляске цыгане как будто
впитывают с молоком матери. Цыганский
малыш ещё едва ползает, а уже поводит
плечиками и подпевает взрослым.
Как
цыгане проводили и проводят свой досуг?
Е.
Друц, «Цыгане»:
«Каждый
вечер цыгане собираются семьями у костра
и обсуждают итоги минувшего дня. Нередко
всё кончается концертами без заранее
намеченной программы. По традиции тон
в таких концертах задают женщины. По
цыганским законам женщина должна
развлекать мужчин. Но притягательная
сила этих концертов столь велика, что
через некоторое время в них вовлекается
весь табор от мала до велика. Никто
никого не упрашивает, каждый делает то,
что может. Ночные бдения нередко длятся
до рассвета».
Цыгане
живут большими семьями, которые вместе
проводят вечера, а уж на большие праздники
собираются десятки людей. Здесь поют и
пляшут все, и самые юные, и седоголовые
старики.
Цыганский
танец на подобных вечеринках обычно
организуется следующим образом: группа
цыганок поёт без сопровождения и хлопает
в ладоши, задавая ритм пляски. Попеременно
то один, то другой танцор выходят в круг
и показывают всё, на что они способны.
Вот что пишет о цыганской народной
пляске Е. Фицовский:
«Характерной
чертой цыганского танца является его
сольность; цыгане танцуют ни парами, ни
коллективно. В мужском танце, быстром,
маневренном, стремительном, танцор
отбивает ритм каблуками, сопровождая
ударами ладоней о бёдра, голени и подошвы.
Танец женщины менее угловат, мягче,
более плавный. Танцовщица дробит ногами
почти на месте, незначительно продвигаясь
вперёд и в сторону, стан остаётся в
вертикальном положении, а подвижны,
собственно, лишь плечи, руки, ладони,
воздеваемые над головой, симметрично
опускаемые, складываемые вместе и
разрываемые выбрасыванием вперёд.
Цыганские танцовщицы сосредоточенное
внимание обращают на игру ладоней и
пальцев, собирая их, расправляя и создавая
из них разные фигуры, знакомые нам из
индийских статуэток. Одна из типичных
фигур цыганского танца женщин следующая:
по мере возрастания темпа мелодии
движения рук становятся всё более
быстрыми, пока, наконец, в кульминационный
момент не останавливаются и не опадают
вниз, а плечи танцовщицы при этом начинают
дрожать, как в экстазе».
За
многие века взаимодействия цыганских
традиций пения и пляски с фольклором
оседлых народов появилось лишь три
стиля, которые вошли в сокровищницу
мировой музыкальной культуры, стали
классикой и пользуются заслуженной
популярностью. Это фламенко (пение и
танцы андалусских цыган), цыганская
венгерка (синтез венгерского и цыганского
фольклора) и, конечно, пение и пляски
русских цыган, чьим символом стала
знаменитая русская «Цыганочка». Мы
поговорим именно об этом стиле, как о
наиболее близком для нашего менталитета.
Цыганское
искусство танца и пения в России было
явлением «для внутреннего употребления»
вплоть до конца XVIII
века. Цыгане пели и танцевали в таборе
или в собственных домах, на своих семейных
праздниках, пока романтикой цыганской
жизни не увлеклась русская аристократия.
Поездки А. С. Пушкина к цыганам и родившаяся
в результате поэма «Цыганы» положили
начало той моде, которая и сделала
цыганское искусство столь популярным.
Именитые дворяне стали приглашать
цыган, чтобы послушать их пение и
посмотреть огневые пляски. Родилась
идея создания так называемых цыганских
хоров, покровителями которых выступали
известные и богатые люди. Многие считают,
что даже кажущийся нам традиционный
пёстрый женский костюм был придуман
графом А. Г. Орловым-Чесменским для его
цыганского хора. Цыгане стали выступать
в крупных столичных ресторанах. Без
атмосферы беззаботного веселья, которую
создавали цыгане, стал невозможен любой
праздник. Именно с той поры и по сей день
широкое, бесшабашное русское гулянье
напрямую ассоциируется с цыганами.
Спрос
на цыганское искусство быстро рос, а
соответственно, росла и конкуренция.
Цыганским артистам приходилось постоянно
повышать своё исполнительское мастерство,
осваивать новые сценические приёмы,
искать свежие формы. Так формировалось
профессиональное цыганское искусство.
Цыгане-артисты, выступавшие перед
широкой публикой, помимо традиционного
фольклора, стали включать в свой репертуар
авторские городские романсы и русские
народные песни, которые они исполняли
в своей манере. Танец тоже претерпел
определённые изменения.
Мужской
цыганский танец во многом усложнился
под влиянием чечётки, которая была очень
популярна в дореволюционной России.
Первым танцором, который соединил
традиционные цыганские дробные ходы с
приёмами чечётки, был Николай Чубаров.
Он хлопал себя по груди, голенищам и
подошвам сапог, придавая танцу взрывной
и динамичный характер. Эта новая манера
оказалась настолько привлекательна
для зрителя, что после Чубарова уже все
стали танцевать подобным образом.
В
начале ХХ века стала меняться и женская
пляска. Считается, что новатором в этой
области стала Мария Артамонова, известная
цыганская певица и плясунья, которая
брала уроки хореографии у профессиональной
балерины. Благодаря влиянию классического
танца у Артамоновой появилась широта
и пластика движений, яркая постановка
рук и корпуса, свободные и уверенные
жесты. Созданный ею романтичный стиль
женской пляски прижился и стал развиваться
дальше благодаря таким прекрасным
исполнительницам, как, например, Ляля
Чёрная.
Каковы
же принципы цыганского танца?
Прежде
всего его отличает особая композиция,
главная интрига которой – в постепенном
нарастании темпа, от умеренного до очень
быстрого. Цыганская пляска
Практически
никогда не начинается бурно и весело,
но к концу танца исполнитель уже
выплёскивает всё буйство своего
темперамента. Условно композицию танца
можно поделить на три части, каждой из
которых соответствуют определённые
движения.
Первая
часть – это медленный или умеренный
темп, под который исполнитель появляется
на сцене, ещё как бы не танцуя, а только
готовясь к темпераментной пляске. Об
этом моменте есть пословица: «Не дорог
танец, дорога выходка». И мужчины и
женщины используют здесь широкие
проходочки, в которых ещё нет особой
яркости и размаха. Исполнители как бы
накапливают энергию, светясь изнутри
и приковывая к себе внимание зрительного
зала.
Средняя
часть – это развитие танца. Музыка
набирает темп, а движения становятся
более широкими и яркими. Здесь применяются
дробные хода с подбивками и хлопушками
у мужчин и лёгкие пружинящие прыжки у
женщин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий